Возвышение Москвы. Часть 6

К XIV в. явно восходит имя Москвы: «Белокаменная». Тогда среди деревянных русских городов резко выделялась Москва с её Кремлём и церквами, воздвигнутыми из блестящего и красивого белого камня. Современники Дмитрия Донского и Куликовской битвы любовно назвали свою столицу этим именем, и оно оказалось необычайно живуче. Пусть к концу XV в. Кремль и церкви стали в Москве кирпичными — имя, родившееся в эту героическую эпоху, дожило до наших дней, хотя происхождение имени было забыто уже полтысячи лет тому назад.
Постройки XIV в. и начала XV в. в Москве не дошли до нас. Но облик московских церквей того времени сохранили три подмосковных собора: два в Звенигороде и один в Троице-Сергиевом монастыре. Все они воздвигнуты из белого камня на рубеже XIV и XV вв. и очень похожи друг на друга. Архитектурная орнаментика московских церквей не является продолжением архитектурной орнаментики владимиро-суздальских церквей, несмотря на территориальную близость. Причудливое искусство владимирских рельефов исчезло, не оставив никакой традиции. Это показательно: традицию прервали монголы.
Когда в XIV в. после длительного перерыва на Руси снова стали воздвигаться церкви, облик их стал новым, и это лучше всего прослеживается по узорам, всецело отразившим новые художественные искания. Выше упомянутые три собора по плану ещё подражают владимирским церквам, но декорация новая: широкий белокаменный пояс из переплетения листьев, цветов и трав, опоясывающий собор на половине его высоты.

Церковь

Археологические слои XIV-XV вв. в Москве прослежены в нескольких местах. Они лучше всего определяются по характерной керамике. Цвет её от хорошего обжига красный, но по профилю и орнаменту она ещё похожа на керамику предыдущей эпохи.
Вообще археологических материалов этой эпохи собрано мало. В придворных и церковных сокровищницах дошли до нас в небольшом количестве предметы роскоши. Из них особо надо отметить шапку Мономаха, важнейшую великокняжескую регалию. Никакого отношения к Мономаху она не имеет. Легенда о венчании этого князя составлена в начале XVI в. и тогда приурочена к наследственному сокровищу московских князей: к «золотой шапке», упоминаемой в их завещаниях с начала XIVв. Она восьмигранна. Составляющие её восемь золотых пластин покрыты тончайшей золотой сканью, представляющей цветы, звёзды и ветки: Всё это окаймлено собольей опушкой.
Судя по характеру сканного орнамента, а особенно по форме центрального на каждой пластинке так называемого арабского цветка, встречаемого лишь в искусстве мусульманских стран, шапка происходит с Востока. Ближайшие её аналогии найдены в Средней Азии, и её надо признать изделием ювелиров этой страны, издревле тесно связанной с Русью. Продолжение...

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>