Танаис и Херсонес

Танаис был самой северной и самой дальней колонией гре­ков. Недаром в танаисских греческих надписях эллинские и римские имена составляют лишь около 60%, а местные — около 40%; для Пантикапея соответственные цифры 75% и 25%. (Надо, конечно, учесть, что многие люди, принадле­жавшие к местным племенам, носили эллинские или римские имена.)
Город был соимёнен реке. Танаис — древнее имя Дона. Он был расположен в дельте Дона, немного ниже нашего Ростова, возле хутора Недвиговки. В центре был акрополь с каменными стенами, при нём пристань, вокруг жилые районы, обнесён­ные земляным валом. Обильные находки художественной гре­ческой посуды и других эллинских вещей роднят этот самый северный из греческих городов с его многочисленными среди­земноморскими и черноморскими собратьями.>
Западный берег Крыма не входил в Боспорское царство. Здесь главным городом был Херсонес, близ современного Сева­стополя, в 3.км к западу от него по морскому берегу. Он осно­ван выходцами из Гераклеи Понтийской на южном берегу Чёрного моря, которую в свою очередь основали выходцы из дорийского города Мегары на Коринфском перешейке.
Слово «херсонес» означает по-гречески полуостров. Он, действительно, стоит на небольшом полуострове, который назывался Гераклейским и составлял в древности городскую землю Херсонеса. Город в значительной части раскопан. Там теперь можно ходить по некоторым древним улицам. Впрочем, Вскрытые дома, кроме немногих античных, относятся уже к ви­зантийскому времени. Херсонес оставался крупным городом и в средние века. Вокруг него возвышаются расчищенные при раскопках древние каменные стены, в которых прослежены три яруса: греческий, римский и византийский.

Танаис

Античный Херсонес был демократической рабовладельче­ской республикой. Для характеристики его политического строя важна мраморная надпись IV—III вв. до н. э., наиболее заме­чательная из античных надписей СССР, так называемая при­сяга херсонесцев. Найдена она при раскопках в два приёма — сначала нашли нижнюю часть, а через год верхнюю часть, но они прекрасно сошлись по линии излома.
Каждый гражданин должен был клясться Зевсом, Землёю, Солнцем, Девою «не предавать ни Херсонеса, ни Керкинитиды, ни Прекрасной Гавани, ни эллину, ни варвару, но охранять для народа херсонеситов, не нарушать демократии и желаю­щему предать или нарушить не дозволить, но заявить город­ским демиургам». Здесь, таким образом, употреблён самый тер­мин «демократия». Дальше идёт ряд подобных клятв, в том числе «служить демиургом и членом совета как можно лучше», «не передать ничего тайного ни эллину, ни варвару», «на суде подавать голос по законам» (граждане, вероятно, поочерёдно участвовали в суде); «хлеба вывозного с равнины не продавать в другое место, но только в Херсонес» (этот единственный в при­сяге пункт, посвященный хозяйству, напоминает нам, что хле­боторговля в Херсонесе, как и на Боспоре, имела огромное значение). Кончалось всё это заклятием на случай нарушения присяги: «да не приносит мне плода ни земля, ни море, и жен­щины да не рождают мне прекрасных детей».

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>