Скифы на Кавказе

Скифы, нанёсшие в конце VII в. до н. э. смертельный удар могучей Ассирийской державе, помогли мидянам разрушить и соперничавшую с Ассирией державу Урарту. В начале VI в. она окончательно рухнула под ударами мидян и северных вра­гов. Не приходится сомневаться, что союзниками скифов при этом были порабощенные урартами племена Закавказья.
Роль скифов в этих событиях, известная нам по письменным источникам, может быть установлена и археологически. При раскопках Тейшебаини найден ряд бронзовых скифских стрел.
Тейшебаини перестал существовать, судя по всем находкам, в начале VI в. до н. э.
На Северном Кавказе археологически прослежена тесная взаимосвязь между скифскими (или культурно близкими к скиф­ским) погребениями степей и горными погребениями кобанского типа (последние характерны не только для позднего бронзового века, но и для раннего железного). С одной стороны, к степным племенам Предкавказья проникали кобанские погребальные обряды, керамические узоры и женские украшения. С другой стороны, у кобанцев обычны скифские стрелы и встречаются скифские изображения зверей. Между степняками и горцами в это время существовали тесные культурные связи.

Скифы

Основой хозяйства у тех и у других было скотоводство, но недостаточная изученность древних северокавказских поселе­ний препятствует выяснению социально-экономического строя. Во всяком случае, мощные культурные слои этих поселений говорят о прочной оседлости. Скотоводство не носило здесь кочевого характера, было развито и земледелие. Однако были уже освоены высокогорные луговые пастбища. Горцы выгоняли туда на лето овец. Керамика этого отдалённого времени (сде­ланная ещё от руки) встречается на горных лугах, непригодных для постоянного человеческого обитания.
Находки в погребениях Северного Кавказа раннего желез­ного века говорят о росте имущественного неравенства. Чем позже, тем оно заметнее, но это неравенство не выходило за пределы, допустимые для родового строя.
Ярчайшим свидетельством накопления богатств родовой знатью является так называемый Казбекский клад VI-V вв. до н. э., найденный на Военно-Грузинской дороге. Его соста­вляют массивные фигуры оленей, конские и бараньи головки, большие застёжки плащей, навершия жезлов, рукояти мечей и т. д. Наиболее известна серебряная чаша с узорами в виде лебединых головок и с арамейской надписью «Кебир» (вероятно, имя владельца). Все эти вещи являются приношениями в суще­ствовавшее здесь святилище. Они были перевязаны бронзовыми цепями и зарыты в землю, вероятно, владевшим ими жрецом.

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>