Русь IX—XIII вв. Часть 2

В IX-X вв., с окончательным сложением феодального общества, появляются большие города. Они давно уже изучаются археологически. Смоленск, Чернигов, Киев, Новгород дали множество материалов по истории русской культуры, ремесла, быта. Но всё же для изучения древней Руси, начиная с X в., письменные исторические источники пока важнее, чем археологические. Значение археологии и здесь быстро растёт, тем не менее, наши летописи, столь замечательные по богатству содержания и по стройности изложения, остаются неисчерпаемым источником не только для политической, но и для социально-экономической истории. Всё же отдельные вопросы русской истории могут уже решаться на основе археологических данных. Так, например, для истории IX и X вв. значение имеют археологические выводы о происхождении русского феодального класса, ценные в частности для опровержения антинаучной норманской теории.
От X в. в разных областях Восточной Европы до нас дошли курганы с трупосожжениями, где ещё по языческому обряду погребены представители верхнего социального слоя — дружинники, богатством и знатностью резко отличавшиеся от остального населения. Русские дружинники, профессиональные воины, составляли ядро войска во времена складывания в IX и X вв. мощного государства от Балтийского моря до Чёрного моря и до Волги. Дружинники были связаны происхождением с общинной и племенной знатью. Многие из них стали родоначальниками феодальных родов. Они поработили крестьян-смердов, чей труд создал экономическую мощь феодалов.
Дружинные курганы относятся к IX-X вв., и это закономерно. В VIII в. верхний социальный слой ещё, вероятно, недостаточно обособился. В начале XI в. завершилась христианизация господствующего класса. Церковь запрещала языческие обряды трупосожжения и насыпания курганов. Поэтому феодалы XI и XII вв. археологам известны меньше, чем их предки IX и X вв.

Святая Русь

Во многих областях Древней Руси имеются дружинные курганы. В частности ряд курганов этого типа раскопан на территории города Киева, основного центра Руси. Но там они исследованы значительно меньше, чем в Смоленске и Чернигове.
Наиболее замечательны и показательны курганы в деревне Гнёздово, на Верхнем Днепре, близ Смоленска. Их около 3 тысяч. Это языческое кладбище древнего Смоленска. Этот город, упоминаемый в X в. Константином Багрянородным, был уже тогда одним из важнейших центров Руси. Центральный гнёздовский курган (по-видимому, княжеский) имел 10 м высоты и 100 м в окружности. На дне вскрыты остатки костров, где сожжено несколько покойников: хозяин (ему принадлежало прекрасное оружие), рабыни (от них дошли женские украшения), может быть и рабы. Погребение датируется среднеазиатской монетой, диргемом начала X в. (таких монет в Гнёздове много). В погребальном костре более или менее сохранилось железное оружие: шлем, бляхи двух щитов, копьё, меч. Шлем украшен железными узорчатыми пластинками, напоминающими русскую деревянную резьбу. Остальные вещи почти все сгорели. Рядом с этим курганом стоял небольшой, где похоронена только лошадь, вероятно, боевой конь князя.
Кроме большого в Гнёздове раскопано ещё свыше 700 курганов. В них тоже трупосожжения. Сожжение совершалось иногда на месте, тогда земля прожжена, иногда на стороне. Прах могли привезти и издалека. Оружие встречается чаще, чем во всех других погребениях на территории СССР. Около четверти курганов пустые, их считают насыпями в честь воинов, погибших на чужбине. Жизнь этих людей была бурная, и прах погибших не всегда можно было привезти в Гнёздово, тело могло остаться в руках врагов или в волнах далёких морей или рек.

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>