Раскопки курганов

Чаатас

Кыргызы I и начала II тысячелетия н. э. погребены обычно в курганах, сложенных из камней. В них преобладают трупосожжеиия. Различия между курганами в размерах и инвентаре очень значительны и отражают классовые различия. В малых курганах встречаются только мелкие украшения и керамика. Группы больших курганов называются чаатас, что значит «камень войны». Они изобиловали в своё время золотом и поэтому все ограблены. Сожжённые покойники сопровождаются скелетами людей, не удостоенных сожжения. Это, по-видимому, рабы, тем более, что вещи при их скелетах отсутствуют, а в основных погребениях были обильны.
Раскопан чаатас у села Копёнь, на Енисее, состоящий из самых крупных каменных курганов Минусинской котловины. Все погребения были ограблены, но о богатстве покойников дают представление находки в тайниках — особых ямах около могил, не замеченных грабителями. В них оказалось четыре золотых кувшина на серебряном блюде, золотая тарелка и множество разных украшений, золотых, серебряных и бронзовых. Два золотых кувшина покрыты рельефным узором из ветвей и цветов, между которыми видны хищные фантастические птицы, терзающие рыб. Другие два золотых кувшина гладки, но зато на днищах у них орхонские надписи: на одном — «золото... дар Ача» (Ач — одно из кыргызских племён), на другом — «бегское серебро мы дали». (Такая надпись на золотом сосуде объясняется, вероятно, тем, что слово «серебро» имело значение ценности вообще, какое оно имеет в ряде языков. Здесь речь идёт о дани, принесённой бегу; бег — титул.) На золотой тарелке изображены птицы и цветы.
Особый интерес представляют бронзовые фигурки, составлявшие некогда сцену охоты. Скачущие всадники, обернувшись, пускают стрелы в нападающих на них тигров. От всадников убегают барсы, зайцы, лани, кабаны. До этих находок сибирское искусство считалось только декоративным, но копёнские раскопки открыли новые стороны этого искусства. Энергичный поворот всадника, прыжок разъярённого тигра, страх убегающего кабана — всё это передано жизненно и динамично.
Копёнские курганы принадлежат высшим слоям кыргызской знати. Дата их — VII в. Кыргызская эпоха изучена и на Алтае. Курганы там тоже сложены из камней, но в отличие от Енисея преобладают трупоположения.
Раскопан ряд курганов в Курайской степи на Алтае. Основная их масса принадлежала рядовым скотоводам и земледельцам. В одном женском погребении найдены ручные вращаемые жернова. Один курган был большой. В нём оказалось богатое погребение. Там тоже были орхонские надписи. Одна надпись помещена на днище серебряного кувшина: «спутник мужественного шада» (шад — титул), другая — на поясной бляхе: «кушак господина Ак-Кюна». У головы воина были золотые серьги. На поясе висел берестяной колчан с железными стрелами, так называемыми свистящими.
Такие стрелы, с отверстиями для свиста в трёх железных широких лопастях (они много больше, чем сарматские трёхлопастные, что придает им совсем иной контур), чрезвычайно распространены по всей Сибири среднего и позднего, железного века, в том числе в енисейских чаатасах.

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>