Одни из новейших курганов. Часть 1

Керамика в археологии служит лучшим критерием для уста­новления больших культурных общностей. Это материал массо­вый, обилие которого обеспечивает надёжную основу археоло­гических классификаций. Притом даже в сходных социально-экономических условиях формы и орнаменты сосудов дают много вариантов.
Так было и при первобытно-общинном строе. Наиболее стой­кие и обильно представленные варианты неизбежно соответ­ствуют реальным историческим общностям. Первая группа занимает степную полосу СССР. Вторая — среднерусские леса (это так называемые фатьяновские племена). Третья группа распространена по Южной Швеции, Дании, Германии, Польше, Чехословакии, Австрии, Венгрии, Северной Югославии, на западе она немного заходит во Францию, а на востоке захватывает Правобережную Украину. Для этой группы характерна шнуровая керамика, т. е. сосуды с узорами, соста­вленными из верёвочных отпечатков. Наконец, четвёртая группа занимает Англию, Францию, Испанию и Западную Германию. Здесь речь будет о первых двух группах и частично о третьей, равно как и о племенах иного хозяйственного облика, живших в ту же эпоху в некоторых областях вперемежку с отделив­шимися от них скотоводами.
Степи Нижнего Днепра, Нижнего Дона и Нижней Волги усеяны, как известно, курганами. Эти круглые холмы, большие и малые, составляют неотъемлемую принадлежность степного пейзажа. Многие наши писатели называли их загадочными, да они и были таковыми: возраст их был неизвестен и племена, их соорудившие, забыты. Теперь покрывало загадочности с этих курганов снято, и их хронологическая классификация принадлежит к самым прочным достижениям археологии. Они делятся на три большие группы.

Керамика Сравнительно молоды курганы половецко-татарские. Осо­бенно знамениты курганы скифо-сарматские, но много имеется курганов ещё более древних, первобытных. Они сооружены доскифским населением наших степей, которое на условном археологическом языке носит странное название «окрашенных костяков» или «скорченных костяков».
Знаем мы этих людей по погребениям, а там, действительно, наиболее бросаются в глаза две названные ритуальные особен­ности. Цвет костей обыкновенно красный, иногда довольно яркий. Среди археологов был спор, как получалось это окраши­вание. Выяснено, что краской обильно посыпался покойник, а потом она переходила на кости. Применялись натуральные минеральные краски. Предполагают, что краска служила сим­волом крови, жизни, воскресения. Такое посыпание было до­вольно распространено в разных странах.
Не все погребения в первобытных курганах Восточной Ев­ропы окрашены, но нее скорчены. Костяки лежат на боку с по­догнутыми ногами. Этот обряд тоже был широко распространён. Многие первобытные племена считали, что человек после смерти в утробе матери-земли должен лежать в том же положении, в каком он до рождения лежал в утробе родной матери.
Окрашенность и скорченность погребений одинаково ха­рактерны для наших курганов трёх эпох: древнеямной, катакомбной и срубной. Деление это основано, как видно из назва­ний, на разновидностях подкурганных могил. Древнеямные курганы выше уже описаны; они относятся к энеолиту. Продолжение...

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>