Новгород. Часть 2

Вскрытая раскопками на Славне территория в XII-XIII вв. полностью была разделена между тремя ремесленными мастерскими. Одна из них принадлежала сапожнику, в ней и вокруг неё найдено несколько тысяч обрывков кожи и кожаной обуви, в том числе вырезки, заготовки, ремни, подмётки. К избе пристроен ящик: в нём толстый слой шерсти и извести. Это зольник, в котором при помощи извести удалялся волос со шкур.
Из второй мастерской извлечено пять массивных маслобойных жомов — прессов. В маслобойном производстве здесь участвовало около десяти человек, если не больше (вероятно, хозяин и подмастерья).
Третья мастерская принадлежала игрушечнику, и специальность его была узкая. Он делал однотипных глиняных птичек, покрывавшихся яркой жёлтой поливой. Эта узость специализации говорит о значительном развитии ремесленной диференциации. В других местах Новгорода раскопки тоже открывают ремесленные производства.
Слой XI-XIII вв. в Новгороде, как и в других русских городах, легко определяется по стеклянным, браслетам. На Славне в трёх дворах их свыше тысячи: синих, зелёных, жёлтых, фиолетовых. Они залегают ниже прослойки 1335 г., что подтверждает их возраст. Всюду они являются хорошей датой. Открыта на Славне и кузница, но она относится ко времени постройки каменной стены и эту постройку обслуживала. Вообще кузниц в городе было много. Древнерусские кузнечные молотки и клещи известны теперь преимущественно по новгородским находкам, форма их близка к современной.

Новгород

Важнейшие исторические воспоминания связаны в Новгороде с Ярославовым Дворищем в центре Торговой стороны. Название этого места происходит от имени Ярослава Мудрого. Здесь до XII в. жили князья, а в XII в., когда им было запрещено жить в черте города, на территории их дворца стало собираться вече. Этим был демонстративно подчёркнут переход от суверенитета князя к суверенитету веча. До XV в. включительно вечевая площадь была на Ярославовом Дворище.
При раскопках здесь открыты остатки сплошного деревянного замощения площади. Три яруса мостовой лежали друг на друге вплотную, без прослоек, и последовательно сменяли друг друга. Культурного слоя между ними нет, и это позволяет заключить, что настилы подметались и содержались в чистоте.
Когда мостовая приходила в ветхость, поверх неё клали новую, а прежняя служила для неё тогда подстилкой. Впрочем, иногда её, вероятно, и ломали, ведь смена мостовой, должно быть, происходила более трёх раз. Здесь была площадь, на которой собирались некогда многие тысячи вечников. Продолжение...

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>