Культура скифских народов. Часть 3

Царские курганы скифов знамениты, поскольку они сохра­нили для нас лучшие в мире произведения ювелирного искус­ства, шедевры греческих литейщиков. Но курганы эти обычно ограблены самими скифами. Слишком большую приманку представляло изобиловавшее там золото. Ограбление курганов доставило археологам много огорчений. Курганы огромны, раскопки их требуют много времени и средств, а в итоге обычно дают очень мало вещей. Неограбленные курганы, о которых здесь будет речь, открываются редко.
Обряд царского скифского погребения описан Геродотом, и рассказ его в основном подтверждается раскопками. Где бы ни умер скифский царь, его хоронили в Геррах, немного ниже днепровских порогов. Именно немного ниже порогов открыты богатейшие скифские погребения, курганы Чертомлык, Солоха и др., а рядом стоят огромные ограбленные курганы.
Соответственно рассказу Геродота в могилах обычны убитые жёны, убитые рабы, в частности конюхи, камышёвые подстилки, лошади, много золотых сосудов, а над всем возвышается гро­мадный курган. Геродот говорит, что скифы после погребения «все вместе насыпают большой курган, всячески стараясь сде­лать его как можно больше».

Богиня скифов

Художественные золотые изделия из царских курганов в значительной своей части принадлежат к произведениям местного скифского искусства. Скифы особенно любили изображать зверей, как бы застывших в движении.
Чаще всего встречается олень с подогнутыми ногами. Дока­зано, что так изображался олень, несущийся в летучем галопе. Скифские художники улавливали глазом положение ног при этом галопе; впоследствии оно было забыто и снова открыто только моментальной фотографией. Кроме подогнутых ног для скифского оленя характерны длинные ветвистые рога. Он очень однообразен в множестве экземпляров; в царских курганах они золотые, в рядовых — бронзовые, костяные и деревянные. Особенно хорош массивный золотой олень из станицы Костром­ской, на Кубани. Кубанские курганы этого времени принадле­жат не скифам, а близким к ним по культуре меотам. На востоке совершенно такие же олени постоянно встречаются до Сибири включительно.
Кроме оленей скифские художники изображали козлов, баранов, лосей, коней, барсов, львов, медведей, орлов и т. д. Возможно, что все эти фигуры восходят к тотемистическим культам. Мускулы, глаза, уши, пасти всегда чрезвычайно под­чёркнуты.
В царских курганах подобные ювелирные изделия скифских художников встречаются вперемежку с изделиями греческих художников или их скифских учеников. Архаические курганы VII -VI вв. связаны своими ювелирными вещами ещё не с гре­ческим, а с ассиро-вавилонским искусством.
Сюда, например, относится мельгуновский курган, раско­панный возле Кировограда. Там найден железный меч в золотых ножнах. На них изображены крылатые львы, стреляющие из луков, и крылатые быки с человеческими лицами (херубы) и крылатые духи возле дерева. Все эти фигуры имеют совершенно ассиро-вавилонский облик. Продолжение...

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>