Искусство соборов на Руси

Города Владимиро-Суздальской земли в истории искусств и в археологии одинаково знамениты так называемым владимирским резным камнем, т. е. рельефными каменными изображениями людей, животных и растений на стенах церквей XII — XIII вв. Эти рельефы позволяют понять культурное своеобразие Владимиро-Суздальской земли.
Два собора почти сплошь покрыты фантастическими фигурами, отнюдь не церковного облика: Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский в Юрьеве Польском (есть этот резной камень и на других церквах Владимиро-Суздальской земли этой эпохи, но в меньшем количестве).
Изображения перешли на камень, вероятно, из местной деревянной резьбы. Они должны были иметь своё символическое и геральдическое значение. Это целые рассказы, прочесть которые мы пока не можем.
На стенах Дмитриевского собора 1197 г., придворной церкви Всеволода III, вереницами шествуют диковинные звери какой-то кошачьей породы. Иногда они напоминают некоторые Кавказские и иранские образы, но в целом самобытны и вне Владимиро-Суздальского искусства не встречаются. Каждый зверь в чём-нибудь индивидуален. Звери чередуются с грифонами, т. е. с крылатыми птицеголовыми зверями. Все они гуляют среди садов из тонких длинных трав и цветов.
Есть и люди. В верхней части южной стены Александр Македонский верхом на двух грифонах возносится на небо. Этот эпизод обязателен в сказочных преданиях об Александре, составлявших в средние века любимое чтение. Повести эти дошли до нас французские, немецкие, английские, арабские, иранские, турецкие, русские. Русская «Александрия» была самой распространённой из переводных светских книг древней Руси. Александр так сумел поразить книжников свози жизнью, что на две тысячи лет стал главным героем фантастических романов. Владимирцы, проходившие мимо собора, узнавали его на стене.

Суздаль

Есть ещё на соборе борцы-атлеты, обхватившие друг друга, есть воины, скачущие в бой с поднятыми мечами, есть охотники. Встречаются и церковные изображения, но их мало (всего 46 фигур из общего числа 566, т. е. 8%).
Юрьев-Польский соборукрашен ещё сложнее. Строил его сын Всеволода III Святослав в 1234 г. Здесь звери — кентавры, по-русски китоврасы, и нтицы — сирины, те и другие с человеческими головами, затем львы, барсы, грифоны, драконы. Есть даже слон. Всё это чередуется с церковными фигурами. Манера изображения здесь местами живо напоминает русскую крестьянскую деревянную резьбу, известную по этнографическим данным. Растительный узор образует густые сплетения. Много масок, человеческих и львиных. Рядами стоят воины в доспехах с копьями и щитами. Щиты миндалевидные. Эта форма господствовала во всей Европе до XIII в. включительно. На щите одного из воинов изображён лев. Гербом владимирских князей был именно такой лев; зачатки гербов вообще тогда на Руси были. Этот лев остался владимирским гербом до XX в.

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>