Фатьяновская культура раз

Фатьяновские могильники датируются по типам каменных и бронзовых топоров, по колечкам и т. и. I тысячелетием до н. э. Поселения фатьяновцев неизвестны. Археологи несколько десятков лет ищут фатьяновские стоянки. Они и теперь не отчаиваются их найти, но ежегодно находят вместо того новые стоянки, но прежнего типа и новые фатьяновские могильники. (Поселения, близкие к фатьяновским, недавно найдены в бассейне реки Суры, но степень этой близости ещё спорна, и главное в этих областях нет фатьяновских могильников.)
Всё это вызвало, конечно, в науке несколько попыток объяснения. Первое объяснение таково: именно жители стоянок похоронены в фатьяновских могильниках. Только им в могилу клали вместо бытовых ямочно-гребенчатых сосудов особую ритуальную керамику. Но, во-первых, фатьяновская керамика гораздо лучше по составу глины и по обжигу, чем ямочно-гребенчатая; непонятно, почему люди стоянок совсем не применяли её в быту, если они умели её делать; во-вторых, находки костей животных неизменно подтверждают, что фатьяновцы знали скотоводство, а жители стоянок его не знали; очевидно, это были разные группы населения.
Согласно второму объяснению фатьяновцы были кочевыми скотоводами и стоянок поэтому не имели. Но, во-первых, кочевое скотоводство в лесу невозможно; во-вторых, оно даже в южных степях развилось позднее, хотя в степи для него условия удобнее; в степи кочевники появились в раннем железном веке, и нигде их до того не было.
Третье объяснение следующее: фатьяновские погребения принадлежат вождям и вообще господствующему слою, поэтому и вещи в них лучше, чем в стоянках. Но, во-первых, никаких следов имущественного расслоения, хотя бы зачаточного, в стоянках нет; во-вторых, две с лишним тысячи лет социального развития прошло здесь после фатьяновцев, пока появились привилегированные погребения, да и в тех керамика такая же, как в поселениях той эпохи.
Согласно четвёртому объяснению фатьяновцы будто бы были земледельцами, заселившими притом почему-то водоразделы, где стоянки найти якобы очень трудно. Но, во-первых, признаков земледелия да ещё в виде основного занятия у фатьяновцев нет; во-вторых, стоянку найти не труднее, чем могильник. Отсутствие фатьяновских поселений остаётся загадкой, наиболее трудной из археологических загадок.

Молот

Загадка эта долго осложнялась кажущимся совпадением территории фатьяновских могильников с территорией стоянок ямочно-гребенчатой керамики. Но теперь доказано, что совпадения этого нет или почти нет. Область распространения могильников: Верхняя Волга (от Калинина и почти до Казани), Москва-река и левые притоки Клязьмы. Стоянок на этой территории мало, и они относятся К дофатьяновскому или послефатьяновскому времени. Изобилующие стоянками области находятся к северу от Верхней Волги, с одной стороны, на Оке, с другой стороны. Там могильников нет. Социально-экономическое развитие на Верхней Волге и на Москве-реке зашло в бронзовом веке гораздо дальше, чем в окружающих областях, и отражением этого являются фатьяновские могильники.
В Эстонии и Латвии, где в бронзовом веке тоже широко распространены стоянки рыболовов с ямочно-гребенчатой керамикой, имеются и могильники, аналогичные, быть может, фатьяновским. В них встречаются полированные топоры и другие каменные орудия.
Фатьяновские и прибалтийские каменные боевые топоры называются ладьевидными по их плавно изогнутым очертаниям. Тот же термин применяется к подобным топорам, находимым в социально аналогичных могильниках скотоводческих племён Южной Швеции, керамика там шнуровая.
Археологически установлено, что основной центр распро­странения фатьяновских культурных особенностей был на Востоке, а не на Западе. Богатейший из фатьяновских могиль­ников, Балановский, находится восточнее Чебоксар. Там много бронзового оружия и бронзовых украшений, каменные изделия особенно характерны и разнообразны. Могильники ярослав­ской группы несколько беднее, но металла в них всё-таки довольно много. Ещё беднее могильники московской группы, и металла в них пока не найдено. Неизвестно, имела ли Средняя Россия какую-либо связь в это время с Прибалтикой. Но надо отметить, что могильники Эстонии и Латвии беднее фатьянов­ских.
Некоторые учёные выводят фатьяновцев с юго-запада (с Украины через Оку), некоторые с юга (с Кавказа через Волгу). Нельзя отрицать возможность миграции. Споры по этому вопросу продолжаются, но, во всяком случае, миграцион­ные гипотезы не помогают решению той загадки, о которой выше была речь. Ведь если бы даже фатьяновцы оказались населе­нием пришлым, отсутствие их поселений осталось бы необъяснённым.

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>