Эпоха Тимура

Царь Тимур

Хорезм хозяйственно возродился раньше, чем другие части Средней Азии, и Ургенч скоро вырос из развалин. Он был в XIV в. юго-восточным центром Золотой Орды (дальше Хорезма в этом направлении она не простиралась). Его здания покрыты изразцовой цветной мозаикой.
В конце XIV в. Хорезм был разорён Тимуром, приказавшим на месте разрушенного Ургенча посеять ячмень. Каналы Хорезма были снова разрушены, и почти вся эти страна надолго стала пустыней.
Но Согд пережил при Тимуре и его наследниках новый хозяйственный подъём. После грабительских походов Тимура сюда были свезены неисчислимые военные трофеи из всех ограбленных стран. Самарканд стал столицей гигантской эфемерной империи. Тимур провёл по этому городу радиальные улицы, широкие и прямые, что для Средней Азии было совершенно ново. Было устроено много садов и воздвигнуты грандиозные здания, покрытые изразцовой мозаикой. В 1405 г. в Самарканде построена усыпальница Тимура — Гур-Эмир, что значит «могила эмира». Надгробие Тимура сделано из чёрного нефрита, на нём длинная надпись, содержащая родословную, притом фальшивую. Внутри здание щедро отделано прозрачным зеленоватым ониксом и белым мрамором.
В узорах тимуровских построек преобладают сочетания синих и голубых изразцов, т. е. сплетаются тёмные и светлые оттенки одного и того же цвета. Глиняные сосуды XV в. (эпоха Тимуридов) тоже покрывались сине-голубой поливой. На зданиях изразцовыми узорами выведены всевозможные герихи и декоративные надписи, преимущественно религиозные тексты, например: «царство принадлежит аллаху», «царь — тень аллаха на земле» и т. д.
Ещё больших успехов декоративное искусство достигло в царствование внука Тимура, Улугбека, великого астронома. Наиболее замечательно медресе (высшая духовная школа) Улугбека 1420 г. в Самарканде. Надпись на нём гласит: «Это здание совершеннейшее из построек по искусству в работе... живут в нём учёные». Оно, действительно, совершенно как по архитектуре, так и по узорам, где в сложнейшие комбинации бесчисленных многолучевых звёзд вписаны многолепестковые цветы. Мозаичные изразцовые розетки чередуются с мраморными плитами. Красочные сочетания стали изысканными и мягкими. Синие и голубые изразцы по-прежнему преобладают, но они гармонично дополняются изразцами жёлтыми, оранжевыми, зелёными и т. п.
Изразцовые мозаики изготовлялись с XIV в. в специальных мастерских. Приготовлялись глиняные тонкие доски, покрывались цветной поливой и обжигались. Мастер имел в качестве заготовок несколько таких досок разного цвета и выпиливал из них пилкой нужные ему очертания. Так собирались элементы геометрических фигур, звёзд, розеток, цветов, бутонов, веток, букв и т. д.
Мусульманским погребальным обрядом является вытянутое трупоположение без вещей, лицом к Мекке.
В эпоху Тимура грозную славу приобрела личная его эмблема, состоящая из трёх кружков. Она помещалась на монетах Тимура и его потомков, знамёнах, надписях и т. д. Эти три кольца до XX в. остались гербом Самарканда.

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>