Эмаль на Руси Х века

Эмаль была перегородчатая, такая же, как тогда в Византии. Это значит, что на золотую поверхность наносился контур изображения тонкими золотыми ленточками, установленными на ребро в виде перегородок и припаянными. Ничтожная их толщина (0,1 мм и даже меньше) заставляла делать их обязательно из золота, так как из других доступных в то время материалов нельзя было изготовить такие тонкие перегородки.
Ленточек было много, и они составляли мельчайшие ячейки. Затем каждая из полученных при этом ячеек заполнялась стеклянной массой, эмалью какого-либо одного цвета, и в результате получалось многоцветное изображение с тончайшими сочетаниями красок. Изображая, например, человеческое лицо, мастер на пространстве в четверть см2 умудрялся поместить волосы, брови, глаза, зрачки глаз, нос, рот, детали головного убора и т. д., и всё это передать переходами цветов с ячейкой для каждой краски.
Местное производство доказано уже тем, что эмалью иногда выполнены русские надписи. Но и греческие эмалевые надписи иногда доказывают то же самое и даже ещё лучше: некоторые из них выполнены с ошибками, свидетельствующими о русском происхождении мастера (например, в греческие слова вставлены русские буквы).

Находка с эмалью

Эмальерные мастерские открыты в Киеве: одна близ места княжеского дворца, другая далеко от центра города. В обеих найдены тигли для плавки эмали, горны различного устройства, большие куски расплавленной эмалевой массы разных цветов. Перегородчатая эмаль сложнее и совершеннее, чем выемчатая эмаль средневековой Западной Европы (маленькие выемки для эмали выдалбливались в металле).
Эмаль на Руси называлась финифть или химипет. Из золота с эмалью делались у нас венчики, затем бармы, т. е. шейные цепи медальонов, и чаще всего колты. Это были полые, толстые привески, вплетавшиеся знатными женщинами в волосы и наполнявшиеся духами.
Скань иначе называется филигранью. По золотой или серебряной основе узоры наносились припаянной золотой или серебряной проволокой. Зернь распространена больше всего. По золотой или серебряной основе узоры состояли из припаянных мельчайших золотых или серебряных шариков. На зернёных колтах количество таких зёрен доходит до 5 тысяч. На 1 см2 приходится часто более 300 шариков, а каждый припаивался отдельно. Чернь применялась для серебра (как эмаль для золота). Это сплав из олова, меди, серебра и серы чёрного матового цвета. В серебряной вещи предварительно вырезался (или отливался вместе с вещью) рисунок, заполнявшийся затем этим сплавом. Встречаются чернёные браслеты и колты.

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>