Древнейшие города в Хорезме. Часть 7

Бытовые древности мусульманских народов и стены зданий своей художественной отделкой постоянно напоминают о странных судьбах искусства этих народов. Ислам запрещал изображать людей и животных. Собственно в Коране такого запрета нет. Но он имеется в канонических преданиях. Например, в одном из них говорится, что сподвижник Мохаммеда сказал художнику: «Кто сделает изображение, того Аллах будет наказывать, пока он не вдунет в него духа, и не вдунет он в него духа вовек. О, несчастный, если ты не можешь отказаться от искусства, то изображай вот это дерево и всякую вещь, не имеющую души».
Запрет часто нарушался, тем не менее, он оказал на искусство огромное влияние. Художники, стеснённые в своём творчестве, поневоле обратились к орнаментике и достигли в этом деле совершенства. Лучшие во всех мусульманских странах орнаменты созданы в Средней Азии и, особенно, на стенах зданий Самарканда и Бухары. Многие здания сохранились со своей архитектурной декорацией, и кроме того обломки такой декорации постоянно встречаются при раскопках.
Средневековые монументальные постройки воздвигались в Средней Азии уже не из сырцовых кирпичей (в отличие от всех построек Средней Азии античного времени), а из жжёных кирпичей. Впрочем, сырцовый кирпич остался материалом массовых построек.

Скульптура

В конце IX в. в Бухаре воздвигнут мавзолей Саманидов, ставший фамильной усыпальницей этой могущественной династии. Он прекрасно сохранился. Стены его состоят из мелких квадратных жжёных кирпичей, группы которых расположены то вертикально, то горизонтально, то наклонно, и это даёт в целом впечатление плетёной сетки, в которую заключено всё здание. Стены и порталы окаймлены розетками, составленными тоже из кирпичей.
На зданиях XII в. достигает полного развития среднеазиатский геометрический орнамент, герих. Расцвет этого орнамента длится несколько веков. Его образуют бесконечно разнообразные комбинации пересекающихся многоугольников, составлявшие сложный и стройный звёздчатый узор. В нём бывает заключено множество звёзд разных размеров и форм, и расположение их подчиняется разным ритмам. Столь же ритмично расположены в герихе и другие всевозможные геометрические фигуры. Подобные узоры характерны для всех мусульманских стран, но в Средней Азии они достигли совершенства. В Бухаре архитектурные орнаменты в домонгольское время делались из фигурных кирпичей (судя по сохранившимся зданиям), в Самарканде из обожжённой лепной глины (судя по находкам в Афрасиабе).
С герихом соперничал растительный орнамент ислими, дающий сложную стилизацию цветов и веток среднеазиатской флоры. Растительный орнамент применялся в мусульманских странах тоже повсеместно.
Характерен для этих стран, в том числе для Средней Азии, ещё орнамент эпиграфический, т. е. состоящий из надписей, что не встречается больше нигде. Здесь помогли особенности арабского шрифта, его плавность и гибкость.
В XII в. в Средней Азии для архитектурной декорации стали применять в дополнение к простым кирпичам натурального жёлтого цвета кирпичи поливные. В это время их мало, полива только голубая и служит лишь дополнением к узорам.
В XII в. могущественнейшей державой Средней Азии стал Хорезм. Стены хорезмских феодальных замков того времени тонки, декоративны и не имеют серьёзного оборонительного значения. Политическая централизация сделала укрепления ненужными. Замки окружены многочисленными крестьянскими домиками. В Ургенче, тогдашней столице Хорезма, воздвигнуты были грандиозные здания, в отделке которых простые кирпичи сочетались с поливными голубыми.

Рубрики: Новости
Вы можете отслеживать ответы на эту запись через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или Трэкбек с Вашего собственного сайта.
Оставить Ответ

XHTML: Вы можете использовать, эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>